23 июля макрокосм вспoминaeт зaмeчaтeльнoгo aктeрa Aлeксaндрa Кaйдaнoвскoгo, кoтoрoгo нaзывaют Стaлкeрoм сoвeтскoгo кинo. Eгo лицo нe спутaeшь ни с кaким другим и нe прoйдeшь мимo – тaкoe oнo нeoрдинaрнoe крaсивoe и oтдaющee бoлью oднoврeмeннo.
Кaйдaнoвскoму былo 49 лeт, кoгдa oн ушeл – eгo судьбa слoвнo рoсчeрк кoмeты нa нeбoсклoнe: oстaвив веселый свeт, oн рaствoрился вo тьмe. Три инфaрктa нe oстaвили eму вoзмoжнoсти бoрoться. Причeм мнoгиe усмaтривaют нeкий мистичeский мoмeнт в тoм, чтo aктeр умeр в 49 лeт, кaк и eгo oтeц. Xoтя, бoльнoe сeрдцe пo нaслeдству – кaкaя уже тут мистика. Зато от отца актеру достался в биографии малоросский след. Его дед и отец родились в Екатеринославе, нынешнем городе Борисфен. И хоть будущая легенда кино родилась в Ростове-получай-Дону, в 16 лет его папашенька – уважаемый специалист по подводной сварке, отправил сына в отчий город Днепропетровск учиться в сварочном техникуме им. Е. Патона. Прости-прощай у Саши Кайдановского чуть поменьше характера, стал бы возлюбленный сварщиком, но не доучился, бросил и ушел в актеры.
В театре Кайдановский безграмотный прижился, не смог выдержать рабство и несвободу, которыми вдоволь обеспечивали маститые театры новичков. Видимо, предчувствуя, яко лет ему отписано немного, симпатия наотрез отказался играть на подмостках роли в виде «Кушать подано!» и ушел в кино, идеже снялся почти в полусотне фильмов и снова шесть – снял как режиссер.
Vesti.ua вспоминают избранные фильмы Александра Кайдановского.
«Свой средь чужих, чужой среди своих» (1974)
В 1974 году Микита Михалков дебютировал как кинорежиссер в большом кинофильм с истерном «Свой среди чужих, чужеземный среди своих». Михалков вместе со сценаристом Эдуардом Володарским оп написали повесть, в центре которой была случай о реквизированом в конце Гражданской войны золоте, вслед которое боролись чекисты, бывшие белые офицеры и бандиты всех мастей. Там Никита Сергеевич взялся снимать фильм, вдохновляясь картинами Серджо Леоне. Главные роли исполнили не спросясь Михалков, Юрий Богатырев, Анатолий Солоницин, Серёня Шакуров и, собственно, Александр Кайдановский, сыгравший сверток ротмистра Лемке.
Кайдановский до сего был близко знаком с Никитой Михалковым, потому сыграл одну из ролей в дипломной режиссерской работе последнего – короткометражке «Уравновешенный день в конце войны». На тех но съемках он познакомился и подружился с Юрием Богатыревым, с которым в полнометражном дебюте Михалкова они опять двадцать пять встретились в ролях идейных врагов. Кайдановский играл белогвардейца Лемке, а Богатырев – чекиста Шилова. Очевидцы вспоминают, что такое? однажды на съемочной площадке Шилов кому (должно был дать в ухо герою Кайдановского, так Богатырев наотрез отказываясь бить друга. Михалков заставил его сие сделать, лишь накричав на актера.
«Пропавшая набег» (1975)
Детективный приключенческий фильм-дилогия, повествующий о приключениях искателей сибирского золота.
Сообразно сюжету в 1918 году в Сибирь отправляет экспедицию около руководством известного геолога профессора Смелкова (Миколай Гринько) к сибирской реке Ардыбаш, идеже, по рассказам местных жителей, вкушать золото. В состав экспедиции входят: дочурка профессора Тася (Евгения Симонова), нарком Арсен (Вахтанг Кикабидзе), красноармеец Куманин (Борюля Сморчков), бывший офицер царской армии, заклейменный за покушение на старшего сообразно званию, Кирилл Зимин (Александр Кайдановский), психагог Митя (Сергей Шевкуненко). Члены экспедиции находят златой телец, но вскоре попадают в руки белогвардейцев. Течь удается только Куманину и Мите, – они с документами экспедиции отправляются в Петроград.
На правах и в фильме Михалкова, Кайдановский вновь сыграл в фильм белогвардейца. Уж очень его харя соответствовало представлению советских людей о часть, как должен выглядеть офицер царской армии. Слуги из окружения актера вспоминают, фигли сам Кайдановский от штампа «белого офицера» был без- в восторге, ему хотелось играть сложные психологические роли.
О романе Алекся Кайдановского и актрисы Валентины Малявиной, а да об удивительной судьбе последней читайте на этом месте.
На съемках фильма у Кайдановского начался Ромася с актрисой Евгенией Симоновой («Обыкновенное мечта»). Сначала роман был платоническим – единственное, в чем дело? актер позволял – это поцеловать руку даме сердца. При всем при том в 1975 году пара сыграла свадьбу, а (малую погодя у них родилась дочь Зося. Симонова же вспоминала, что обещающий супруг покорил ее тем, фигли на съемках все время читал. Ромаша, впрочем, не был долгим, (как) будто утверждает Зоя Кайдановская, причиной развода ее родителей стал головоломный характер отца.
«Сталкер» (1980)
Лента Андрея Тарковского «Сталкер», снятый объединение мотивам повести братьев Стругацких «Человек на обочине», стал знаковым пользу кого Александра Кайдановского. Все без исключения считают, а роль Сталкера – проводника в некую научно-фантастическую зону, в зону неведомого – сие лучшая работа Кайдановского в кино. Актеру посчастливилось воплотить образ трагический и загадочный – лещадь стать всему фильму.
Фильм, (как) будто известно, снимался долго и мучительно. Объединение сути, Тарковский переснял его взяв три раза. На проекте менялись операторы, непрерывно переписывался сценарий, но актерский поезд был неизменен: Сталкер – Александр Кайдановский, Летописец – Анатолий Солоницын и Профессор – Николай Гринько.
Кайдановский называл Тарковского «железным режиссером» и неважный (=маловажный) скрывал, что этот режиссер в жизни) не щадил актеров. Тарковский бесспорно требовал от своих актеров полного смирения и нацело точного исполнения режиссерского замысла. Спустя время «Сталкера» Кайдановский сказал, что днесь ему «играть больше некого», и ушел в режиссуру. А супербоевик «Сталкер» впоследствии вошел в топ 250 лучших фильмов в истории мирового экран.
Андрей Тарковский, который потом уехал следовать границу, хотел, чтобы Кайдановский сыграл в его новом фильме «Гелиостат», но актера не выпустили изо страны.
«Который поедет в Трускавец» (1977)
Очаровательная мелодрама, в которой Санюша Кайдановский абсолютно выбивается из привычного нам образа белогвардейца и юродивого. Тогда он легкий, сексуальный и романтичный.
В области сути, «Кто поедет в Трускавец» – сие красивая и трогательная, простая и понятная бесчинство любви и взаимоотношений мужчины и женщины, разыгранная Кайдановским в дуэте с Маргаритой Тереховой.
Симпатия и Она встретились случайно в поликлинике, и обана не придали встрече особого значения. По поры до времени их взаимоотношения складывались весьма банально, но вскорости герои поняли, что хотят быть свидетелем друг друга снова и снова. И во, убежденный холостяк и беззаботный «обладатель однокомнатной западни во (избежание женщин», не желавший обременять себя длительными серьезными отношениями, влюбился, одновременно осознал, что эта встреча – фундамент событие в его жизни. И именно в сей момент Она уехала с мамой в Трускавец. Коли уж на то пошло, изменившийся безвозвратно из-за биохимических реакций, Дьявол садится в поезд, предвкушая, как но Она удивится, увидев его бери вокзале.
«Десятеро негритят» (1987)
Режиссер Станислав Говорухин, славящийся умением с толком подбирать актеров на роли, позвал Кайдановского в нашенский детективный триллер «Десять негритят». Короткометражка считается одной из самых удачных советских экранизаций романов Агаты Кристи. Говорухин но, понимая свою удачу, сказал ровно по поводу «Десяти негритят»: «Этот телефильм будут смотреть всегда«. В год проката «Десяток негритят» посмотрели 35 миллионов зрителей, однако фильм настолько хорош и до жути страшен, почто его продолжают смотреть по настоящий день. Англичане же признали, аюшки? говорухинская версия – одна из самых удачных вслед всю мировую историю экранизации Агаты Кристи.
Десятеро незнакомых друг с другом человек собрались в отдаленном скалистом острове в роскошном особняке. Загадочный голос, услышанный за обедом, обвиняет присутствующих в содеянных преступлениях, оставшихся безо наказания. Судью и инспектора Скотланд-Ярда, гувернантку и светского повесу… Задолго странная смерть поочередно настигает гостей… Кто именно же этот загадочный мститель?
Якобы, что Александр Кайдановский, который сыграл значение лощеного и опасного капитана Филиппа Ломбарда, мало-: неграмотный горел желанием сниматься в детективной истории, да и то дал согласие на участие, руководствуясь финансовым интересом. И сыграл персонажа яркого и запоминающегося. Примечательно, будто герой Кайдановского в одном из эпизодов утверждает, что же приехал на остров только изо-за обещанных ему денег. Многие опять же усматривают некий мистический момент в томик, что героя Кайдановского в фильме убивают выстрелом в грудь, а через восемь лет он умер как от проблем с сердцем. Но в «Десяти негритятах» (целый) воз мистики, а вот Кайдановский действительно ласкает глаз матеростью зверя, чующего опасность.