Мaринa Кудeрчук рaсскaзaлa, нa кaкиe фильмы будут дaвaть дeньги изо бюджeтa
Глaвa Гoсaгeнтствa Укрaины пo вoпрoсaм кинo Мaринa Кудeрчук пeрeexaлa изо Зaпoрoжья, гдe рaбoтaлa зaмeститeлeм губeрнaтoрa, a дo этoгo рукoвoдилa мeстным кинoтeaтрoм имeни Дoвжeнкo, и приступилa к рaбoтe в нaчaлe мaртa, a ужe чeрeз нeдeлю грянул кaрaнтин.
Кинoсooбщeствo дo сиx пoр вoспринимaeт ee нaстoрoжeннo — в «тусoвкe» eсть и сильнo oбижeнныe, нaпримeр, гeнeрaльный прoдюссeр Oдeсскoгo кинoфeстивaля Юла Синькeвич, кoтoрaя нaмeрeвaлaсь зaнять крeслo вмeстo Кудeрчук. Сaмa жe Мaринa, нeсмoтря нa шквaл oбвинeний в нeпрoфeссиoнaлизмe, aнгaжирoвaннoсти и нeвeрнoм пoдxoдe к гoсудaрствeннoй кинoпoлитикe, стaвит пeрeд сoбoй aмбициoзныe цeли. Oнa увeрeнa, чтo сoздaть «Гoлливуд в Укрaинe», o кoтoрoм тaк любит пoмeчтaть прeзидeнт, — впoлнe пoсильнaя зaдaчa. Oб этoм Мaринa Кудeрчук рaсскaзaлa в эксклюзивнoм интeрвью «Вeстям».
— Вам зaшли в Гoскинo зa нeдeлю дo нaчaлa кaрaнтинa. Зa нeскoлькo дней поперед того в отставку вместе с Кабмином ушел экс-сераскир культуры Владимир Бородянский, даже безграмотный представив вас обществу. Как получилось уложиться в процесс управления?
— С коллективом у меня сложились в (высшей степени добрые отношения. Сначала сотрудники, да, относились с опаской. Надо понимать, в чем дело? это госслужба — работает слаженный группешник, а руководство меняется. Некоторые здесь уж по двадцать лет и пережили смену многих руководителей. Только мы быстро нашли общий язычище. А на реакцию сообщества в Facebook иль в заказных материалах в прессе, где который-то был чем-то недоволен, я без затей не обращала внимания.
— Госкино работало закачаешься время карантина?
— Кто-то с сотрудников работал в удаленном режиме, который-то брал неотгулянные дни отпуска. Однако все, от кого это требовалось, выходили бери рабочее место по мере необходимости. В кабинетах, идеже обычно работает шесть сотрудников, наш брат позволяли работать двоим, не с походом. Коллеги подвозили друг друга возьми своих автомобилях, ну и масочный производительность, само собой.
— Отношения с представителями киносообщества наладились? Продюсеры, режиссеры, авторы идей ранее приходят в ваш кабинет с просьбами, вопросами, проектами?
— Я с самого первого дня показала, ась? открыта для диалога. 4 Марфа я закончила работу как заместитель губернатора Запорожской области, а сделано 5 марта приступила к своим обязанностям в Госкино, и ми особо некогда было обращать атас на критику, разбираться в том, кто такой за, а кто против. Пока был изоляция, мы проводили встречи в Zoom, я участвовала в онлайн-конференциях USAID (пен-клуб проводит собственные питчинги, то вкушать презентации кинопроектов для поиска инвесторов. — Ред.), «Золотої Дзиги». Есть такие говорили, что хотят познакомиться из первоисточника, и приходили сюда. Те, кто хотел, а сие большая часть киносообщества, со мной познакомились. Штат(ы) приходят из разных продакшенов. Во сейчас перед вами уже провела встречи с двумя продюсерами. Одна изо них — молодой продюсер, чей план оказался в тройке лучших по итогам первого и второго этапов конкурсного отбора. Пришла и говорит: «Я эдак удивлена. Вообще не думала, словно с первого раза получится. Мне говорили, точно без связей бесполезно подаваться. Однако я подалась — и сразу прошла». Она непринужденно не думала, что так иногда.
— Как проходил питчинг (презентации кинопроектов с целью намолотить государственное финансирование. — Ред.) 13-го конкурсного отбора? Изменилась поведение прозрачности?
— От этого питчинга осталось безгранично хорошее впечатление — защищали много сильных, интересных проектов. Образцово, что в этот раз было (целый) воз молодых режиссеров и продюсеров, много дебютантов, у которых нетрудно горят глаза. Есть, конечно, тетуня, которые считают, что они сильнее достойны, есть те, кто обиделся получай то, что их проекты безвыгодный отобрали. Но так всегда было и пора и честь знать. После питчинга эксперты дали рекомендации Совету ровно по государственной поддержке кинематографии. 9 июля Радка рассмотрит и одобрит финансирование для отобранных проектов.
— Сколечко проектов отобрали?
— Предварительно эксперты порекомендовали 14 проектов полного метра и 31 короткометражку. Учитывая, словно сейчас у нас ограниченный бюджет, эксперты советовали смотреть только те проекты, которые мало-: неграмотный просто набрали проходной балл 35, а взяли высшие баллы — 39–40.
В самой процедуре отбора, натурально, проскальзывает наличие межличностных отношений, симпатии и антипатии в кругу. Сие живые люди, и киносообщество не такое большое у нас. Близ этом объективно отобраны довольно сильные работы. Проход в этот раз был такой: дай вам их будет немного, но сие будут лучшие проекты.
— В целом подходец экспертного сообщества остается прежним: преимущество у так называемого патриотического кино? В Офисе президента обсуждали, с тем чтобы делать выбор в пользу высококачественного кинематография по стандартам Голливуда, не обращая внимания бери наличие либо отсутствие патриотической составляющей?
— В настоящий раз был представлен широкий спектр тем. Захватывающе, что сразу несколько проектов о 90-х годах прошлого века — такая проститутка ностальгия, что ли. Одна изо очень сильных презентаций была через дебютантов — они купили сценарий Стивена Кинга «Велотренажер». Мало ли социальной тематики, тем насилия в семье, насилия по-над женщинами, ответственности на дорогах, сокрытия преступлений. Однако есть и комедии замечательные. Один изо лидеров — проект «Чернобыльский Робинзон» продюсера-дебютанта Катерины Актау (креативный продюсер — Мирослав Слабошпицкий, постановщик-дебютант — Сергей Гаврилюк; документальная клио молодого солдата, который, чтобы подстраховать свою жизнь и честь, вынужден изменять и самоизолироваться на острове в плавнях Чернобыльской зоны. — Ред.). Предварительно этого она работала только в коротком метре.
Не касаясь частностей, питчинг прошел в теплой обстановке, возьми одном дыхании. Он состоялся в открытой локации «Планеты Цирк», в перерывах было живое общение по (по грибы) кофе. Дебютантам было очень с гонором пообщаться с мэтрами. И совершенно не было в кругу ними разделения. Молодежь потом говорила ми, что были удивлены открытостью.
— Вперед было много вопросов о том, кто такой и почему получает государственные деньги держи съемки кино. Вы собирались переделать перечень категорий кинопроектов и критерии успешности в каждой изо них, а также правила отбора экспертов. В какой стадии находится сейчас с иголочки порядок проведения конкурса проектов?
— Новомодный порядок уже проработан Министерством культуры гурьбой с Госкино. Остались вопросы Министерства юстиции, регуляторной службы. Возлюбленный будет внедрен с 15-го питчинга. Без дальних разговоров прошел 13-й, 14-й намечен в сентябрь, до 16 июля продолжается удар документов. 15-й питчинг состоится еще в следующем году, но в новый година мы зайдем с новыми правилами.
— Вас намерены внедрять идею, которую отстаивала главенство Владимира Бородянского — о создании единой базы кинопроектов и механизме рейтингования продюсеров, просто так называемых KPI для них?
— Основой нового так как раз и являются наработки того состава министерства. Реинвестиция режиссера, продюсера в киноиндустрию и его умудренность должны учитываться, это очень мирово. Если человек за бюджетные мелочь снял фильм, который не был показан возьми фестивалях, ничего не собрал в прокате, условно «лег возьми полку», такой продюсер в следующий в кои веки на бюджетное финансирование не имеет полномочия.
— Будет ли противодействие этой идее, вроде думаете?
— Это обсуждали и в профильном парламентском комитете с привлечением экспертов киноиндустрии, и в Министерстве культуры. В большинстве своем киноиндустрия согласна с честными правилами. Они созданы к того, чтобы работать на произведение, на качество, а не на усвоение бюджетных денег. Тем, кто привык долгоденствовать за счет бюджетных дотаций, брось сложнее. Но это будет стимулом на них: либо создавать качественный работа, либо покинуть индустрию.
— Сейчас бюджетное субсидирование урезано?
— В начале года у нас было 755 млн грн, после порядка 300 млн у нас секвестировали. Да кинопроизводство — это долгосрочный процесс. Что правило, это двух-трехлетние проекты. В соответствии с, в любом случае обязательства из одного возраст переходят в другой.
На период карантина многие приостановили съемки. Наш брат смогли вместе с Верховной Радой подкумарен решение об автоматическом продлении всех договоров получи производство на срок до полугода и сроков отчетности объединение предоплатам — до 12 месяцев. Сие важные аспекты для индустрии. В сентябре пройдет первоочередной питчинг, и я думаю, сразу же будут охватываться договоры, а в октябре проекты начнут запускаться.
— В прошлом году было положено) по штату важное решение о cash rebate (возврате части расходов иностранного продакшена быть создании кинофильма в размере 25%. — Ред.). Говорили о фолиант, что этот механизм поможет совершенствовать проекты в копродукции. Сейчас в условиях карантина в это есть надежда?
— Копродукционные проекты безотлагательно приостановлены в связи с тем, что невозможны перелеты. Кое-кто перенеслись на следующий год, кое-кто планируют возвращение в процесс на чернотроп. Но крупные и средние продакшены, ничего не скажешь, стремятся работать в копродукции. Что сие дает? Автоматически минимум еще одна отечество узнает о нашей киноиндустрии. А когда к создания картины объединяются три-четверка страны, она запускается в прокат в всех этих странах. Плюс когда-когда финансовые ресурсы на создание проекта объединяют немножечко государств, это проще.
— Общемировая киноиндустрия не откладывая в небывалом кризисе, потери оцениваются в миллиардах долларов. Же, как часто говорят, кризис дает новые точки роста, особенно тем странам, которым упадать не так больно. Где в этой ситуации точки роста в целях Украины?
— Если говорить об индустрии в целом — сие и кинотеатры, и дистрибьюторы. Пострадали все, вот что большинство из них старались не потерять человеческий ресурс. Кто-то сократил зарплаты, который-то отправил людей в отпуск из-за свой счет. А некоторые дистрибьюторы внесли предоплаты, и сие все заморозилось. Доходов какое-в таком случае время не было, а затратная пункт, пусть минимальная, но оставалась. Не откладывая только начинаем из этого вырваться.
— Когда кинотеатры смогут полноценно затарахте, они оправятся от кризиса?
— В большинстве своем (вот) так. Пока была заморожена работа торгово-развлекательных центров, они невыгодный платили арендную плату. Раскачаются, думаю, всего к сентябрю. Хотелось бы, я оптимист. Конец понимают, что сборы поначалу будут минимальными. Только тот минимум, который они соберут получи оплату аренды, выплату налогов и зарплат, сейчас позволит им остаться на плаву.
— Одним с ваших программных обещаний было устроение системы единого электронного билета интересах правдивой и полной статистики от ящик-офисов. То есть чтобы однозначно понимать кассовые сборы, с которыми, наравне оказалось, некоторые «играют». Все до сего времени собираетесь внедрять эту идею?
— Не подлежит сомн, сейчас работаем над ней. Будем надеяться, в следующем году запустим. Прозрачные рейтинги фильмов, рейтинги продюсеров и режиссеров — сие честная игра между кинотеатром, дистрибьютором, продюсером. Проводимость будет отчасти со стороны кинотеатров — мало-: неграмотный все приветствуют честные правила.
— Санюша Ткаченко на посту министра культуры — совершенство для Госкино?
— Он очень разумный, разумный человек, человек диалога, и, в принципе, поддерживает любую здравую идею. Преимущество он — менеджер, который в этой сфере понимает с лишком, чем большинство из нас. Я ежеминутно обращаюсь к Александру Владиславовичу за советом. Другой) раз он меня успокаивает, объясняет: сие же творческие люди, к ним нужно искать подход.
Именно Ткаченко и его группешник еще в парламенте разрабатывали закон о государственной поддержке слои культуры, креативных индустрий, туризма, малого и среднего бизнеса (цель № 3377). Сейчас ждем его подписания. Сераскир убежден, что механизмы, предложенные в этом законе, позволят (языко можно скорее поддержать индустрию.
— В стр год мы много слышим о привлечении в Украину Голливуда. Председатель анонсировал новый центр кинопроизводства в Киеве, кой должен быть не хуже, нежели в Будапеште или Варшаве. Вы считаете, а это реалистичная идея?
— Да, концепция создания «Голливуда в Украине». Карантин внес домашние корректировки. Сейчас в Министерстве культуры прорабатывается дилемма развития государственных киностудий: как их выковывать, как привлекать инвестиции. Остро нужно вопрос обновления и расширения киношколы. Наша сестра, со своей стороны, хотим кинуть кинохаб как площадку для творческих встреч, идеже специалисты смогут делиться опытом с дебютантами, а тетунька своими креативными идеями. Пока нам посчастливилось реализовать эту идею в виде небольших знаток-классов онлайн. Но, думаю, а через какое-то время пишущий эти строки запустим и офлайн-платформу. Уже ведем радиопереговоры с западными специалистами, которые готовы прикрысить в Украину, дать серию мастер-классов, обсуждаем совместные образовательные программы с USAID. И разэтакий подход нужно систематизировать.
— Как незамедлительно себя чувствуют кинофестивали?
— Часть изо них ушли в онлайн. Кинофестиваль «Божич» перенесли на конец августа, главенство оптимистически надеется запуститься в офлайн-режиме. Маленькие региональные фестивали пытаются организоваться возьми осень. Есть идея проводить их подина открытым небом.
— Docudays был первым фестивалем, какой-нибудь прошел в пик карантина полностью онлайн. Ровно вы оцените их опыт?
— Считаю, отчего он прошел очень успешно, к участию в дискуссиях подключалось бессчётно людей. Кроме того, с большим успехом в онлайне прошел «Чилдрен Кинофест». Несомненно что там говорить, в режиме онлайн прошел Каннский кинорынок.
Вообще-то, карантин заставил нас задуматься о томище, что можно работать и по-другому. Наш брат в Госкино смогли полностью обновить сайт по (по грибы) полтора месяца, ввели электронные прокатные удостоверения. Сие экономит время и бумагу, не нужно посылать посылки «Новой почтой» или «Укрпочтой». Вот-вот создали электронный каталог проектов и стремимся до сей поры переводить в цифру. Документы на питчинг наш брат принимали тоже онлайн в электронном виде. Эксперты читали заявки, сидя в домашних условиях. И важно: мы научились совещаться, заседая в Zoome. Пишущий эти строки же не могли на в некоторой степени месяцев выпасть из процесса — с конкурсов, из заседаний парламентского комитета, изо решения текущих вопросов, которые требуют утверждения с Советом кинематографистов. Однако наши совещания транслировались на нашем YouTube-канале, держи страничке Госкино в Facebook. Работа Агентства безграмотный останавливалась ни на один период.
— Вы сравниваете работу в Запорожской местный администрации и здесь? Не жалеете, подобно как переехали и заняли кресло главы Госкино?
—Должность заместителя губернатора была паче разноплановая. Там я курировала несколько направлений: цивилизованность, туризм, религия, межнациональные отношения, обучение, экология, спорт. Наверное, в глубине души я скучаю объединение своей предыдущей работе. Там у нас была целая одиннадцать надежд, с которой мы пришли проводить изменения. Хотя я много лет в системе госуправления и понимаю, а на госслужбе нет ничего вечного. Ставлю себя срок пять лет, но понимаю, точно может быть и меньше.
— У вас уписывать задача-максимум на посту главы Госкино?
— Хочу, для того чтобы отношение к Агентству было как к площадке пользу кого конструктивного общения, чтобы это было пространство, которое объединяет киноиндустрию. Чтобы сие был честный, прозрачный орган. Хочу пустить такие проекты, как единый электронный кредитный билет. Нужно верить в то, чем занимаешься. Даст бог, тот человек, который придет бери это место после меня, сии важные для индустрии проекты продолжит.
— Подобно ((тому) как) вы думаете, это просто красивые текст Зеленского или все-таки видно создать маленький «Голливуд в Украине»?
— Володюка Александрович говорит о том, во будто он действительно верит, и он ровным счетом приложит максимум усилий, чтобы сие реализовать. Если бы я в это маловыгодный верила, я бы не пришла семо работать.