Я часто слышу, как многие мечтают о тихой, спокойной жизни на острове в окружении пальм. Мечтают построить домик у моря и наслаждаться жизнью. Но готовы ли мы к подобной жизни на самом деле? Корреспондент Tengrinews.kz побеседовал с единственной на острове Бонайре казашкой, которая рассказала о том, чего ждать от островной жизни и к чему нужно быть готовым.
Алия Разбекова переехала на малые Антильские острова в 2015 году следуя за своим супругом. Ее муж родился на острове Аруба, и обучившись в Нидерландах, поработав некоторое время в разных странах, решил вернуться на родной остров, чтобы внести свой вклад в его развитие. Они воспитывают двоих детей.
Они прожили на острове Аруба несколько лет, а затем переехали на соседний — Бонайре. Острова очень схожи по культуре и пейзажам. При желании эти острова можно пройти из одного конца в другой за один день. Ширина острова Аруба — всего 8 километров, а длина 30. Немного больше по площади второй остров архипелага Бонайре.
«Малые Антильские острова в Карибском море — Аруба, Бонайре, Кюрасао — ABC. Территориально Аруба поменьше, но на нем живет больше людей, чем на Бонайре. Стиль жизни, природа — все тоже самое. Они относительно независимы, но относятся к Королевству Нидерланды», — объяснила Алия. У ее мужа и детей голландские паспорта, она же пока с видом на жительство.
Остров Бонайре считается особой общиной Нидерландов, а вместе с двумя другими общинами на Малых Антильских островах составляет нидерландское владение Бонайре, Синт-Эстатиус и Саба, также называемое Карибскими Нидерландами.
«Из плюсов жизни здесь — в любое время можно сходить на море. Вода чистая, рыбок всяких много. Еще здесь очень развит дайвинг. Многие туристы приезжают сюда ради этого. Еще здесь развит виндсерфинг и кайтбординг», — рассказала Алия.
«Я мечтала в детстве уехать конечно, но не так далеко. Ценность родных и друзей по-настоящему понимаешь, когда ты далеко от них. Здесь ты оказываешься абсолютно в новой среде, никого не знаешь, и мамы-папы, бабушки, сестры, друзья — все очень далеко», — отмечает героиня. Добираться домой нужно с несколькими пересадками на самолете.
Алия уже привыкла к постоянному лету. Здесь всегда 30 градусов тепла и выше. Но организму по ее мнению, необходимо как минимум три года для адаптации. «Здесь интересно, когда ты приезжаешь в отпуск на неделю -10 дней, но когда ты заставляешь свой организм постоянно находится в жаре, все равно это стресс».
Еще одна особенность, к которой нужно привыкать, живя на острове, это к постоянному соседству всякой живности.
«На Арубе, когда мы жили, ящерицы везде жили вместе с нами. Постоянно по стенам бегали. А Бонайре больше остров муравьев. Они живут в доме. И не понимают, почему мы построили здесь дом, к примеру. Муравьи — неотъемлемая часть всех домов. Бывает скорпионы заползают и много комаров. У себя под окном мы часто видим игуан, которые сидят на кустарниках. А по улицам разгуливают дикие ослики. Их тут очень много, они не боятся, приходят покушать. На Бонайре еще есть дикие фламинго», — рассказывает собеседница.
Она то и дело приводит сравнение с «большой землей». По ее словам, инфраструктура, образование и многое другое здесь не очень развито. К примеру, на острове нет общественного транспорта, светофоров, но зато есть остановки. Дороги также ремонтируются редко, частенько можно увидеть дороги в колдобинах, либо вообще отсутствие таковых. Однако медицина по ее мнению, здесь на хорошем уровне, узкие специалисты сюда приезжают из Нидерландов и работают вахтовым методом. Здесь также не встретишь многоэтажек. Дома и апартаменты строятся не выше второго этажа. Таким образом власти острова пытаются сохранить национальный колорит.
Здесь не принято ходить пешком. «Передвигаешься на машине, на скутере, на велосипеде или пешком. Но пешеходов очень редко можно встретить. Когда мы выходим на прогулку с младшим сыном, и идем полтора-два часа — ни одного пешехода не встречаем», — пояснила она.
Основной доход на острове — это туристы. Соответственно, и цены тут «взвинчены». Жизнь здесь, как признается единственная на острове казашка, дорогая. Но один из весомых минусов — это, то что все продукты завозятся сюда с континентов на большом корабле. «Когда на море шторм корабли, естественно, сюда не плывут. И с полок начинают пропадать продукты. Мы сразу начинаем рыскать по магазинам в поисках нужного. Особенно, это касается фруктов и овощей. Больших магазинов одежды мировых брендов здесь тоже нет. То есть всю одежду мы стараемся закупать, когда летим в Нидерланды, а это 10 часов на самолете», — также рассказывает Алия.
«Говорят на острове на четырех языках: местный язык — папьяменту (язык креольского происхождения, смесь португальского, испанского, голландского и нескольких африканских диалектов — Прим. автора) на котором разговаривают жители острова. На нем разговаривают только на этих трех островах, больше нигде их не встретишь. В школах официально преподают голландский язык. Ему учат, а объясняют на местном языке. Все книги на голландском. Еще здесь официальный язык английский, так как это туристические места и испанский», — рассказывает Алия.
Как рассказала собеседница, в школу на острове Бонайре идут с 4 лет. «Она чем-то напоминает детский сад. Но они там не спят, у них больше занятий. Да, они играют конечно, их водят на детскую площадку, а едят то, что с собой приносят. Им не готовят на всех, как в наших садах. Занятия проводят больше в игровой форме. Младшеклассники и старшеклассники обучаются в одном здании, носят единую форму», — отмечает Алия.
На острове помимо государственных есть и частные школы, но попасть в них сложно. Нужно ждать пока подойдет очередь. Каждая такая школа формирует свой лист ожидания. Уровень знаний в них выше, потому что учителя из Нидерландов. Младший сын героини пошел в первый класс. С отцом он разговаривает на голландском, а с мамой на русском. Причем, как говорит его мама, он не смешивает языки.
Местный карнавал.
Как признается Алия, старшему сыну было сложно первое время. Потому что приходилось учить местный язык и голландский параллельно. Но через год-два он уже адаптировался и сейчас его показатели не отличаются от сверстников. Но по ее мнению, образование тут, впрочем как и образ жизни — «на расслабоне».
Люди привыкли к спокойному размеренному ритму. Поэтому даже имея возможность поехать на обучение в Нидерланды, немногие из местных едут. А если и едут, то далеко не все его заканчивают. «Здесь все живут на расслабоне из-за солнца. В жару не будешь особо напрягаться. В самую жару сидишь, а когда жара спадает начинаешь нарабатывать все, что ты днем не наработал», — также отмечает Алия.
Фотографии из личного архива.
Как отмечает собеседница, в перспективе она не видит себя и свою семью на острове. Из стран СНГ до этих островов доезжают только россияне. Она не встречала ни одного казахстанца тут.
«Остров небольшой, поэтому все друг друга знают. Некоторым тут очень нравится, влюблены. Например, тут есть одна русская женщина, она живет больше 17 лет на острове и работает в такси. Все местные ее здесь знают. Есть еще одна семья из России. Им тоже тут очень нравится, они купили здесь дом», — заметила Алия.
«Если люди готовы к комарам, муравьям и постоянному теплу, то жить можно. Особенно, как многие голландцы: приезжают на несколько лет, потом возвращаются. Или например, тут постоянное жилье, живут наездами: какое-то время тут, потом сдают жилье и уезжают на родину. Но многие живут годами, открывают бизнес, все продают в Нидерландах и начинают жить тут и путешествуют по миру. Например, одна голландская пара имеет тут бизнес по продаже авто из Японии, Голландии. Так они работают какой-то период, потом отправляются в путешествие по миру. Многие используют кондиционеры, это помогает перенести дневную жару. Сколько людей, столько мнений. Кто-то влюблен в остров, кто-то не очень. Я из числа вторых (к сожалению, а может быть и нет)», — заключила девушка.