Нaчaлo цвeтнoгo кинo и пeрвыe скaзки
Пeрeд сaмым нaчaлoм Втoрoй мирoвoй вoйны гoлливудскoe кинo выxoдит нa принципиaльнo нoвый урoвeнь – снят пeрвый пoлнoмeтрaжный цвeтнoй агитфильм “Вoлшeбник стрaны Oз”. Крoмe этoгo рeжиссeры стaли придумывaть исполнение) свoиx фильмoв бoлee изoщрeнныe спeцэффeкты, кoтoрыe зaстaвляли зритeлeй пoвeрить в мaгию. В СШA пoявился клaссичeский oбрaз вeдьмы, кoтoрый испoльзуeтся дo сиx пoр, a в Советы рaзрaбoтaли цeлую кoнцeпцию oтрицaтeльныx гeрoeв.
Гoвoрящaя щукa и шaгaющиe вeдрa
Сняв килoмeтры прoпaгaндистскoгo кинo, сoвeтскиe рeжиссeры пeрeключились нa рaзвлeкaтeльныe фильмы, и вслeд зa мюзиклaми исполнение) мaссoвoгo зритeля стали создаваться первые сказки про детей. В 1938 году выходит в прокат короткометражка-сказка “По щучьему велению”, а в 1939 году – “Василиса Прекрасная”. Обе картины снял порнограф Александр Роу, за которым немного погодя закрепилось звание первого советского киносказочника. Едва (ли) не каждый его фильм производил одобрение, причем не только среди детей, только и взрослых. Для каждой картины возлюбленный разрабатывал грандиозные декорации. Его Змеек Горыныч был высотой в пять и длиной 11 метров. Да главное – придумывал технические трюки, затем чтоб зритель погружался целиком и полностью в сказочную атмосферу.
В первом но своем фильме он удивил зрителя шагающими ведрами, самоходной печкой, получи и распишись которой ездил Емеля, и говорящей щукой. Последнее, вестимо, было легче всего сделать. Да с тех пор говорящие животные стали одной изо фишек всех его фильмов.
С каждым годом Роу делал близкие спецэффекты все сложнее. Например, в целях того чтобы показать подводное хань в “Марье-искуснице” (1959 год), симпатия несколько часов снимал на камеру акватория и рябь пруда. А потом, когда монтировал картину, наложил пленку бери пленку – и все сцены, которые в области сюжету происходят на дне, выглядели в такой мере, будто вокруг героев сплошная нарзан.
Бывали случаи, когда ради эпизода в порядочно секунд съемочная группа простаивала отчасти дней. Как рассказывал один с участников съемочной группы фильма “Морозко”, вследствие сцены, в которой старый волшебник своим дыханием покрывает валёжник изморозью, они прожили несколько дней в лесу. Дождались, в (то начались первые утренние заморозки и возьми деревьях появился иней. Когда миг настал – с первым солнцем побежали сбрасывать. А после того как было выполнено несколько дублей с кадрами обледеневшего дерева, Вотан из помощников режиссера, спрятавшись с объектива, ударил палкой по дереву что-то около, что весь иней в один побудьте на месте слетел. Это тоже было отмечено на пленку. А потом этот развитие показали зрителям в обратном порядке.
Высшим достижением Роу стала киносказка “Морозко”, снятая в 1964 году. Фильма получил несколько международных наград, который для советских фильмов середины шестидесятых было важный редкостью. В частности, он взял Водан из призов Венецианского кинофестиваля, а лад кинематографистов США вручил Роу награду Award of Excellence из-за лучший киносценарий для семейного просмотра. Фильм оказалась настолько удачной, что стала с целью чехов символической. Как у нас сейчас 50 лет на Новый бадняк смотрят “Иронию судьбы”, так в Чехии уж более 50 лет на зимние праздники смотрят “Морозко”.
Смешное лихо
Благодаря Роу классическим исполнителем отрицательных персонажей стал Егоня Милляр, который снялся в шестнадцати его картинах и сыграл тридцатник злодеев разных мастей. Но отпустило всего у него получилась Баба-старуха. Перед тем как пригласить нате эту роль Милляра, режиссер перепробовал (хоть) немного десятков актрис, включая Фаину Раневскую. А никто не подошел. Объясняя в одном с интервью, почему он поставил получай роль Бабы-яги мужчину, Роу сказал: “Я безлюдный (=малолюдный) знаю женщин, которые ради роли готовы себя приближенно обезобразить”.
Злая волшебница у Георгия Милляра получилась, в сущности, страшная. Говорят, что дети, наблюдавшие по (по грибы) съемками, разбегались, когда на площадке появлялся Милляр в образе Яги.
Видя, в какой степени убедительно у актера получается играть досада, режиссер настоял на том, затем чтоб артист сыграл в фильме “Кащей Негасимый” (1944) главную отрицательную роль. По части словам Роу, снимая эту картину, спирт закладывал в нее аллегорию: Кащей – сие Гитлер. Поэтому победа витязя надо ним для автора была весть символична. Этот персонаж должен был провоцировать отторжение. Из-за перенесенной малярии скоморох сильно похудел и весил всего 44 кг. Через этого его глаза и лицо стали особенно выразительными, и решено было Милляра без- гримировать. Эффект оказался стопроцентным. Аж лошадь, на которой он скакал в фильме, боялась его. Вдобавок до такой степени, что за некоторое время до тем как артист подходил к ней, ей завязывали лупилки, чтобы она не шарахалась.
(год) спустя того как закончилась война, Роу пересмотрел свое ксенофобия к отрицательным героям. Хотя их и продолжал гудеть тот же актер, но порнограф вывел для себя формулу: неприятность должно быть смешным. После сего отрицательные герои стали все чаще а прямо в глаз в нелепые ситуации, да и Баба-ёжка своим фырканьем уже не пугала, а веселила детей. Юные аудитория, по мнению режиссера, не должны болеть душой героев фильма настолько, чтобы подле виде злой волшебницы или Водяного бросать из зала. Поэтому в дальнейших фильмах, идеже Милляр играл Кащея, он еще был скрюченным забавным старичком.
Не хуже кого США обошли СССР в кино сверху десяток лет
Лишь на годик Советский Союз опередил США с выходом первой полнометражной киносказки. В 1939 году в Америке возьми экраны вышел первый цветной фотофильм “Волшебник страны Оз”. Ответ Голливуда оказался ярким. Немецкие цветные пленки и технологии работы с ними советская киноиндустрия смогла подхватить лишь после победы над Германией, при случае все необходимое было вывезено с страны в качестве трофеев. Свои технологии были неумеренно дорогостоящими, поэтому те цветные фильмы, которые выпущены предварительно Второй мировой в СССР, стали единственно техническими экспериментами.
Для Голливуда сия технология тоже была очень затратной, а в случае с “Волшебником страны Оз” возлюбленная оправдала себя. При стоимости производства в $2,7 млн картиночка собрала в американском прокате $23,3 млн.
Больше затяжной и кропотливой работы над фильмом в Америке после этого еще не было. Десяток месяцев для фильма проектировались и строились декорации. А в будущем еще 130 дней шли съемки этой картины. Работали синхронно тремя разными камерами, которыми снимали нате разного цвета пленку. Именно по причине этому приему настоящая лошадь из-за 30 секунд трижды поменяла флора. Но сами аппараты были вторично настолько несовершенными, что они могли возиться не более 30 минут. По времени этого их нужно было включать и ждать, когда остынут.
Режиссер Виша Флеминг вместе со своей съемочной группой придумал большой новаторских для того времени спецэффектов. На выдержку, яркий цветной шар, который бери экране увеличивался и превращался в добрую фею. Возможно ли трюк с исчезновением злой волшебницы, которая, стукнув о землю своей метлой, превращалась в обелиск огня, а потом пропадала. В результате сего фокуса актриса Маргарет Хэмилтон получила обжог второй степени на лице и обжог третьей степени на руке и полдюжины недель была вынуждена провести в больнице. Потом этого она вернулась на съемочную площадку, а отказалась дальше играть с огнем. А порнограф впоследствии удалил несколько сцен, идеже она швыряется пламенем или футляр сама, чтобы дети в кинозалах безлюдный (=малолюдный) пугались в эти моменты.
Но мучения Хэмилтон были оправданы – возлюбленная создала на экране один с самых узнаваемых злодейских образов. Ее зеленое чухалка с крючковатым носом, бородавка на подбородке, черная широкополая интеллигент с высоким конусом и черный балахон стали самым популярным изображением ведьмы. В дальнейшем выхода этого фильма и по этот день в сувенирных лавках можно то и дело встретить ее уменьшенные копии, а в мультфильмах – вариации нате эту же тему. Например, в первом “Шреке”.
А все же в начале Флеминг не мог затерять актрису на эту роль. Трендец отказывались, потому что не хотели калечить себя.
В итоге фильм попал в цифра номинаций на “Оскар”, но получил не более две статуэтки – за музыку и песню.
Вопреки на такой успех, Голливуд бери долгое время свернул дорогостоящие проекты киносказок. Первой причиной была партизанщина. А вторая заключалась в том, что школа Уолта Диснея, работавшая на детскую индустрию, оказалась бесконечно. Ant. мало проворнее производителей кино, и их полнометражные мультфильмы долго отбили охоту у продюсеров снимать дорогие фильмы ради детей.