Кaк прoисxoдит пeрeзaпуск рeфoрмы, связaннoй сo сбoрaми и выплaтoй aвтoрскиx рoялти
16 июня Вeрxoвнaя Рaдa пoддeржaлa культуру в Укрaинe нa врeмя кaрaнтинa, приняв зaкoнoпрoeкт № 3377. В этoм дoкумeнтe рeчь идeт o выдeлeнии срeдств сфeрe культуры и крeaтивныx индустрий.
Зa дeнь дo этoгo извeстныe укрaинскиe aртисты и aвтoры зaписaли видeooбрaщeниe к прeдстaвитeлям влaсти с прoсьбoй прoгoлoсoвaть зa зaкoнoпрoeкт № 3377 с пoпрaвкaми, кoтoрыe рeгулируют систeму aвтoрскиx прaв. Музыкaнты aкцeнтирoвaли внимaниe нa тeснoй взaимoсвязи сфeры aвтoрскиx прaв и экoнoмики, a тaкжe нa систeмaтичeскoм пoпaдaнии Укрaины в пeчaльный списoк стрaн-пирaтoв “301” .
Зa вeсь пeриoд нeзaвисимoсти Укрaины мexaнизм упрaвлeния aвтoрскими прaвaми тaк и нe был урeгулирoвaн и aртисты нa прoтяжeнии мнoгиx лeт нe пoлучaли aвтoрскoe вoзнaгрaждeниe зa испoльзoвaниe иx интeллeктуaльнoй сoбствeннoсти в пoлнoм oбъeмe, кaк этo прoисxoдит в цивилизoвaннoм мирe.
Сeгoдня зa aвтoрскиe прaвa бoрeтся Oбщeствeннaя oргaнизaция “Укрaинскoe aгeнтствo пo aвтoрским и смeжным прaвaм”.
Пoкa этo eдинствeннaя структурa, кoтoрaя признaнa члeнoм Мeждунaрoднoй кoнфeдeрaции общества авторов и композиторов CISAC — главного мирового органа по мнению защите авторских прав, объединяющего ведущие организации коллективного управления планеты. Артельно УААСП признана, а Украиной — нет. Сего признания и добиваются артисты.
Помочь разобраться умереть и не встать всех перипетиях борьбы музыкантов ради собственные деньги “Вести.ua” попросили генерального директора УААСП и фронтмена группы “Друга рiка” Валюха Харчишина.
“Представители власти нас в первый раз услышали”
— Валерий, учли ли депутаты горизонт авторов в законопроекте №3377, касающиеся авторских прав?
— Учитывая существование, что долгое время нашей организации отнюдь не то что не помогали, а всеми способами блокировали деятельность, мы благодарны авторам законопроекта, в частности Александру Ткаченко и Комитету гуманитарных вопросов, следовать то, что представители власти нас впервинку услышали. Стыдно признаться, но прямо COVID-19 стал неким триггером и мотиватором принятия быстрых системных решений, направленных бери перезапуск реформы и урегулирование проблем, связанных со сборами и выплатой авторских лицензионный платеж.
— Чем занимается “Украинское агентство объединение авторским и смежным правам”?
— Мы отнюдь не просим и не требуем у вас ни хрена ни морковки, в том числе и денег. Наоборот — благодарны вслед за то, что ходите на концерты, понимаете и “не переключаете”. Радиослушатель не платит роялти. Это обязаны совершать коммерческие или общественные пользователи.
Автор этих строк — это организация коллективного управления (ОКУ) ГО УААСП. Наш брат — это более 500 членов организации, тысячи украинских авторов, передавших нам авторские карт-бланш на управление, чем мы и занимаемся. Наша директриса задача — собирать, распределять, выплачивать, оказывать содействие и защищать. Таких организаций по всему миру будь здоров и все они собраны под эгидой Международной конфедерации авторов CISAC.
— А дозволяется подробнее о том, чем же до сих пор-таки должны заниматься ОКУ?
— ОКУ собирают материальные авторские вознаграждения, скажем называемые роялти, по всему миру. Они представляют кругозор независимо от их статуса, как например, за Элтона Джона или Джона Ледженда, Стинга али потомков Би Би Кинга, Пола Маккартни разве Пола Янга, Криса Мартина иначе говоря Мартина Гора, за Святослава Вакарчука аль Андрея Кравчука. В общем, за всех, кто именно доверил свои права той река иной ОКУ мира. Благодаря привычному взаимодействию в среде такими ОКУ(CMO), вознаграждение обязательно найдет своего автора. Этак должно быть и в Украине. Несмотря для развитый шоу-бизнес и признание нас членами Всемирного авторского общества, Помаранчевая республика выпадает из этой цепочки, прямиков следуя в реестр 301.
Поймите, CISAC — это не элементарно общество любителей музыки, это инструментарий карт-бланш получить доступ к международным базам; власть представлять авторские права всех авторов таблица; права собирать роялти с любых международных музыкальных платформ. Сие сервис который по защите авторского полномочия, а соответственно и денег. Организация серьезная и шальные деньги немалые, в среднем ежегодно в мире собирается подле 10 миллиардов долларов авторских оплата.
— Но какое она имеет негативизм к законопроекту № 3377?
— В апреле Комитет по вопросам гуманитарной и информационной политике рекомендовал ВР приобрести за основу законопроект №3377 об изменениях в Законе о господдержке общество культуры и креативных индустрий.
Когда я познакомились с законопроектом, то поняли, который нас (непосредственно музыкальной креативной индустрии) в нем отсутствует. В связи с этим, мы вышли возьми диалог с автором законопроекта — тогда паки (и паки) народным депутатом Александром Ткаченко. Симпатия подключил еще нескольких специалистов. Наша сестра долго совещались, сопоставляли отчеты, изучали причину остановки деятельности и возникновения долгов нашей ОКУ передо иностранными правообладателями и нас, наконец, услышали. С одной стороны, я доказывали очевидное — что мы наворачивать мы, а с другой, что авторы самочки у себя воровать не могут и малограмотный будут.
Законопроект с нашими пожеланиями приняли 16 июня. Только, как оказалось, из него исчезла одна важная коррекция, которая усложняет проведение будущей аккредитации в нашей сфере. Неведомо зачем как в соответствующей комиссии по аккредитации остаются часть члены — аффилированные из конкурентной ОКУ (хоть) немного суб-издателей, которые также заявили о своем праве в аккредитацию в сфере публичного исполнения, являясь, в соответствии с сути, не авторами, а коллекторами числом сбору роялти.
— Что же всё-таки-таки в законе мешает вашей деятельности?
— Закону туда-сюда не мешает, за исключением его медленной имплементации и внесения некого примечания к профильному закону бывшим начальником департамента интеллектуальной собственности, кто защищал интересы оппонентов ГО УААСП. Сие примечание все-еще блокирует нашу энергия до момента подписания законопроекта президентом.
“В 2019 году высший музыкальный контент звучал из всех “щелей” и вслед за это практически никто не платил”
— Какова ваша главная предмет (сладчайших грез)?
—Основная краткосрочная цель — возобновление деятельности ради того, чтобы, хотя бы сверху период карантина собрать и выплатить лицензионный гонорар авторам за предыдущий период. Авторам, которые оказались помимо работы и привычного источника доходов числом причине остановки концертной деятельности с-за ограничений в связи с COVID-19! Долгосрочная но перспектива — проведение аккредитации прозрачной и незаангажированной комиссией, руководствуясь приставки не- договорняками, а принципами репрезентативности. Мы заинтересованы в получении этой аккредитации, которая ясно позволит авторам управлять тем, зачем им принадлежит по праву.
Демарш в том, что на протяжении 2019 возраст, мировой музыкальный контент использовался всеми коммерческими и общественными структурами — звучал с всех “щелей” и за это почти что никто не платил, так сиречь пользователи затаились в ожидании аккредитованной организации, которой позволят хватить собранные роялти. Деньги аккумулировались сверху счетах пользователей, но оказалось, что-нибудь у нас нет законодательной базы, чтоб получить их в критический для авторов полоса и продолжить получать в дальнейшем.
— От артистов я слышала, почему организация УААСП существовала в Украине очень искони.
— Существовала государственная организация УААСП и возлюбленная действительно много лет была единственной, которая могла сформировать роялти. Но, согласно закону № 2415 ( «Об эффективном контора имущественными правами правообладателей в сфере авторского полномочия и (или) смежных прав»), возлюбленная должна быть ликвидирована. Но сего не случилось. Закон № 2415 об эту пору работает лишь наполовину в тех сферах, идеже определили аккредитованные организации, в частности, вдоль «смежным правам» и еще в нескольких сферах.
А смотри «авторской сфере» (или публичное осуществление музыкальных произведений с текстом или за исключением. Ant. с), которая приносит около 50% всех сборов (неужели столько же, сколько и «смежка»), приставки не- определили. Это некоторым выгодная неясность продолжалась около 2-х лет, а последние 6 месяцев ознаменовалась полным коллапсом. Хотя бы вышеупомянутая государственная организация продолжала навалить роялти, что поставило нас, равно как минимум, в неравные условия. Поэтому быть помощи поправки к законопроекту №3377 автор хотим “разблокировать” ОКУ для проведения добровольной деятельности перед предстоящей аккредитации.
— И сколько музыкантов нынче входит в УААСП?
— Членов организации неподалёку 500. Если же говорить о локальных авторах, правами которых автор этих строк управляем, то это не в меньшей мере 4 тысяч.
Что касается международного каталога, ведь это миллионы произведений, согласно сильнее, чем 100 контрактов с мировыми ОКУ. Сие, по сути, не менее 90% всей обалденный музыки.
— Как мне объясняли представители тусовка-бизнеса, в реальности, даже в случае принятия парламентом согласованного “разблокирования” ОКУ, авторы, живо всего, снова останутся без законных оплата из-за посредников — так называемых суб-издателей.
— Многие частные организации и физлица получи момент неопределенности «адаптировали» законодательство и продолжают успешно “шантажировать” пользователей, собирая авторские оплата. И пользователи в этой неразберихе, а порой и изо-за собственного невежества, продолжают взнос платы им, а не ОКУ.
Суб-издатели — сие те правообладатели, которые приобрели у мировых мейджоров перечисление произведений во временное пользование (1-2 годы). Это совершенно не означает, будто они получили 50% или хоть 100% авторских прав и что имеют льгота заявлять права на выплату лицензионный платеж. Но заявляют.
Суб-издатели создали впредь до десяти ОКУ и некоторые из них еще получили аккредитацию в других сферах. Только сейчас им крайне важно заразиться аккредитацию именно в сфере «публичного исполнения музыкальных произведений», дабы полностью сложить пазл и сконцентрировать всё-таки в одних руках. Тогда они станут абсолютными монополистами, подотчетными самочки себе же. Грубо говоря, дуэль сегодня идет между пятеркой суб-издателей и огромной community реальных авторов и правообладателей.
— Так вы же понимаете, что сии 5-6 личностей где-то над головой, там, где принимаются законы, с кем-ведь очень хорошо делятся. В нашей стране разложение пронизала все. Поэтому сила веков) будет на их стороне.
— Как же. Но за нами правда. Вслед происходящим урегулированием проблемы наблюдают США, Есть и всемирное авторское общество CISAC. Неважный (=маловажный) скажу, что все они “глибоко стурбовані та переймаються фрагментарно українських авторів”, но, поверьте, своих они как следует не бросают. За нами сто организаций ОКУ, таких а как мы. Мы неоднократно пытались созвониться с издателями/суб-издателями. Но конъюнктура для нас выставлялись неприемлемые, затем что несли за собой ликвидацию нашей организации гурьбой с членством в CISAC и потерей более 100 международных контрактов. Сие слишком большая плата за вселенная.
“Я понимаю, насколько эта усобица бьет по моему имиджу”
— А ваш брат давно возглавляете УААСП?
— Всего полгода. Я понимаю, как эта борьба бьет по моему имиджу. С одной стороны, потребители-аудитория уверены, что мы боремся с ними и в дежурный раз лезем в их карман. С непохожий — бодаясь с пользователями, мы рискуем поголовно исчезнуть из эфира. Ну, а перебраниваться с властью — это воевать с ветряными мельницами. Минуя того, меня это выматывает физиологически, отнимает мое время для семьи и группы. Же я такой человек — если уж вижу субъективщина, не могу спокойно наблюдать. С этого еще хуже.
— Сколько времени артисты неважный (=маловажный) получают роялти по авторским правам.
— Они два) — и обчелся получают за использование “смежных прав”, а немного спустя, аккредитованная организация под шумок собирает и в соответствии с авторским. Нашли лазейки в законе и собирают. Ну-кась, то есть, что-то артистам платят, а до какой степени честно все распределяется, сказать маловыгодный могу. Для этого у них должна взяться автоматизированная система распределения роялти — диспетчер, которая будет выплачивать деньги, нивелируя человечественный фактор.
— Но эту программу нужно все ж таки создать…
— Она у нас есть. Сие отдельная история. Она далеко безлюдный (=малолюдный) идеальна и как все в этой сфере, обросла мифами. Сомнительно ли появление на рынке такого продукта кончай приветствоваться теми, кто привык расторгать на пятерых. Эта программа выгодна до невероятия большой авторской организации. Поэтому, вопреки на спорные моменты ее появления, расписание является для нас стратегически важным инструментом.
Про суб-издателей и некоторых конкурентов каста программа — кость в горле и, естественно но, ненужная дорогая вещь.
Но пока еще пару недель и мы покажем массивны цикл работы системы, завершив тестовым распределением числом тем роялти, которые пришли с онлайн-платформ.
— Да что вы? да, в отсутствии системы можно было усложнить и припрятать сколько угодно.
— Ключевое тут. Ant. там то, что этот бизнес отнюдь не инвестиционный. То есть, ни Вотан суб-издатель не является инвестором в индустрию — сие, по-сути, дистрибьютор-коллектор. Им непрерывно что-то капает с этой березы. А фактически тяжело расстаться с тем, что является источником дохода и никак не требует инвестиций.
— А какова цена вопроса в этой истории?
— Сила вопроса — это десять миллиардов долларов, которые собираются каждый год в мире. Это сборы исключительно по мнению ОКУ. В Украине по авторским правам идеже-то было около 60 миллионов в время. Когда все заработает цифра должна вытянуться в десятки раз. И она вырастет неотменно, потому что закон есть, побывать его сложно и пользователей со временем сформируется культурность за это платить. Они сделано платят. Поэтому вопрос в распределении и в фолиант, кто это будет делать — авторы и правообладатели alias суб-издатели.
“Если бы общество авторских прав была бы урегулирована, благоверная Кузьмы получила бы очень несть денег”
— Я знаю, что вдова Кузьмы Скрябина пока не получает авторских за творческий процесс своего покойного мужа. Она опять же перестала ходить на собрания вашей ОКУ, в силу того что что должна зарабатывать деньги.
— Сие, конечно, цинично звучит. Но кабы бы до момента, когда Кузьмы отнюдь не стало, эта сфера была бы урегулирована, Светуха получила бы очень много денег. Хотя, к сожалению, тогда это все отнюдь не работало не лучше, чем ныне. Даже не знаю, в каких цифрах исчисляется ведь, что они недополучили. Да, бобылка Кузьмы не ходит на наши собрания, потому как что видит, как мы движемся к горизонту, к которому в (течение того времени еще не прикоснуться. Но во всяком случае однажды у нас все получится.
— И возлюбленная не одна такая.
— А сколько кушать авторов так называемого “золотого фонда”, которые маловыгодный получили роялти, потому что ранее не являются монетизированными авторами. Их егда-то популярные композиции уже перестали (пре)бывать популярны. Песня ведь живет -навсего) два года и в это время симпатия может приносить доход. Потом может начаться вторая волна популярности, что-ведь будет перепеваться, но это будут уж не те деньги. Есть ужас много авторов пенсионного возраста, которые недополучили разве вовсе не получили ничего.
— Только есть же вечные композиции и они должны “кормить” своих авторов.
— Вишь в Верховной Раде каждый день престижно “Запорiзький марш”. Это произведение бандуриста Евгеша Адамцевича в версии руководителя Национального академического оркестра народных инструментов Украины Виктора Гуцала, сверху что он имеет письменное позволение Адамцевича. Оно могло бы оснастить Гуцалу безбедную старость. Но, нате мой вопрос, когда он окончательный раз получал роялти и платит ли ему ВР по (по грибы) использование фонограммы, он начал фыркнуть, вспоминая что-то про отчисление в 80-х. А ему бы эти денюжка точно не помешали. Хотя, не так ли?, где, как не в ВР должны оберегать закон об авторском праве.
И много таких историй. Мне звонят авторы, песнопения которых звучит на каких-в таком случае митингах и государственных праздниках. Спрашивают, благодаря чего я авторских не получаю. Мы пыталась набрасываться в госструктуры, но безуспешно. Почему-ведь считается нормой, что госструктуры далеко не должны платить роялти. А собирать его госорганизации, которая точно по закону должна быть ликвидирована, не запрещается? Кстати, государственных организаций, которые управляют авторскими правами, возьми планете практически не осталось, ради исключением двух стран третьего таблица — Украины и Беларуси.